Tatyana Tihomirova (tanchik) wrote,
Tatyana Tihomirova
tanchik

Category:

Инструкция по работе со Скорой и Неотложкой

Не в первый раз возник этот вопрос во френдленте, так что думаю, кому-нибудь еще такая инструкция может пригодиться.
Предварительный дисклеймер. Я до сих пор удивлена, что вынуждена его писать. Врачи Скорой в подавляющем большинстве - адекватные и нормальные люди, занимающиеся очень тяжелой работой. Реально спасающие жизни. И по умолчанию, до тех пор пока мы не видим обратное, отношение должно быть безусловно уважительное, приветливое и спокойное. По умолчанию, врач лучше вас знает, что делать. По умолчанию, врачу виднее, что происходит, и ему надо доверять. Естественно, что нет никакого смысла с порога настраивать человека против себя своим оборонительным поведением.
Дейтвия, описанные ниже, особенно в пункте 3, описаны для конфликтных ситуаций. Которые могут случиться, но, еще раз, вероятность которых небольшая.

1. Звоним. Не преуменьшайте и не преувеличивайте симптомы. Я понимаю, что иногда возникает желание простимулировать быстрый приезд в стиле: "Белый, белый и весь горячий", но последствия этого могут быть обратные: если будет понятно, что вы врете, доктор из трех имеющихся вызовов выберет сначала первые два, а уже потом - ваш. Потому что там какая-то лажа.
Умалчивать и сокращать описание тоже не стоит: если боль в сердце плюс падение, плюс холодные конечности и онемение, то описывайте все, а не только боль в сердце.
Во время разговора требуйте объяснить, что вам сейчас делать. У вас должны быть простейшие инструкции, как обращаться с человеком до приезда врача. И эти инструкции вам должны дать. Если нет - звоните любым знакомым врачам, независимо от степени близости с ними. Врач любой специальности, закончивший медицинский институт, хотя бы в общих чертах помнит, что делать. Не бывает офтальмолога, который помнит только и исключительно глазные болезни.
Важное дополнение из комментов: спросить у диспетчера неотложки, куда вы дозвонились, о номере высылаемого/направляемого к вам наряда и фамилию их старшего. Если они вообще не приедут или будут тормозить, то это может стать уликой при предъявлении претензий в суде. Лучше, кстати, вызывать по мобиле со встроенным диктофоном (типа Сониэриксон К300) и записать на него разговор.
Номер наряда Скорой, в отличие от неотложной помощи, узнать невозможно. Пояснения, почему, тут:
http://tanchik.livejournal.com/284625.html?replyto=9472977

Еще важные дополнения от врача Скорой:
1. Если сказали, что встречаете на улице скорую - выходите сразу - по Москве мы доезжаем в пределах 20 минут и потом долго ищем встречающих.
2. Если дом где-то во дворах и у него номер 32/14 корпус 5 б - лучше сказать, что встретите бригаду у какого-либо дома, выходящего на улицу. Ну и, естесственно, не путать названия улиц, номера домов и т. д. Но это больше к приезжим из средней азии.

2. Ждем. Состояния бывают разные, конечно. Тут я описываю лишь состояние БЕЗ ТРАВМЫ. При травме, особенно автомобильной, на улице, при кровотечении и прочем, не надо двигать и перекладывать больного, из-за этого можно сделать хуже. При серьезном кровотечении - требуйте инструкций прямо сейчас, что делать, от знакомого врача или диспетчера Скорой, я не возьмусь описывать все виды кровотечений, правильные действия и опасности неправильных действий. Во-первых, вы это все равно не запомните, во-вторых, тут нужно действовать по ситуации.
Но общий принцип действий, если это не травма, примерно одинаков:
- Если больной в сознании, то положите его так, как он хочет, чтобы его положили. Если он говорит, что лежа ему совсем плохо (например, дышать трудно), а сидя пристойно - не надо его насильно укладывать. Помогите ему принять удобную для него позу. Если больной без сознания лежит на спине, положите его на бок, придайте устойчивой положение. Если на животе - для него это безопаснее, чем на спине - пусть так и останется. Если он на полу, пусть там и лежит. Если на лестнице - не надо затаскивать в квартиру. Чем меньше Вы будете вертеть бессознательного больного, тем для него лучше. Но лежание на спине может стоить ему жизни. Ни в коем случае не оставляйте человека лежащим на спине, если невозможно положить его набок, то хотя бы поверните ему набок голову и следите, чтоб она не запрокидывалась и чтоб это положение, на боку, оставалось.
- Откройте форточку или окно, чтобы в помещение поступал свежий воздух;
- Снимите стесняющую одежду, расстегните воротничок рубашки, тугой ремень или пояс;
- Измерьте артериальное давление, если есть возможность. Если оно повышено, дайте лекарственный препарат, который больной обычно принимает в таких случаях. Если лекарства под рукой нет, опустите ноги больного в умеренно горячую воду. Не давайте людям нитроглицерин/нитроминт/изокет и т. п, не померив давление и более 1 дозы;
- Запишите название и количество всех принятых самостоятельно до вас лекарств прямо сейчас, пока есть время вспоминать. За последние сутки. Дайте этот список с собой;
- При наличие рвоты следите, чтоб голова была повернута набок, чтобы рвотные массы не попали в дыхательные пути. После рвоты попытайтесь тщательно очистить от рвотных масс полость рта. Это делается просто тряпкой. Не бумажными салфетами. Не туалеткой бумагой.
- Если боль острая, в животе/пояснице и легче сидеть согнувшись, пусть сидит как легче, не надо укладывать насильно. При острых болях в животе не принимайте Но-шпу, а также анальгин и другие обезболивающие. Иначе "смажете" симптомы "острого живота" и ваш больной может куковать в приемном покое 10-12 часов, пока симптомы, показывающие что нужна операция, не появятся снова.
- теперь самое неприятное: тщательно рассматривайте рвотные массы, а в случае проблем с животом - стул. Цвет, консистенция, наличие посторонних включений, пена. Это бывает нужно для диагноза, и даже если в "Скорой" не спросят, расскажете в приемном покое;
- на всякий случай, соберите вещи в стационар, это позволит в случае необходимости не терять потом время на сборы и ничего не забыть. Список абсолютно необходимых вещей (паспорт, полис, мыло-зубная щётка-зубная паста-полотенце, халат, тапочки, мобильный телефон, кружка, ложка, сменное белье, можно кипятильник). С собой обязательно (особенно, если больной не может перечислить) собрать препараты, которые принимает ежедневно - если хорошие редкие препараты, их может не оказаться в отделении. Бывает, что сердечника везут в хирургию, а таблетки дома - и ему 3 дня дополнительных уколов, пока не донесут из дома все, что нужно;
- в том случае, если больного повезли в стационар, необходимо иметь с собой деньги для того, чтобы добраться обратно, если в госпитализации нет необходимости. Пациенты, как правило, не знают, что «Скорая» обратно не повезёт.
- подготовьте место для врача, где он сможет сесть и писать, подготовьте рядом с больным дополнительный стул для аппарата ЭКГ, тарелку для ампул.
- и последнее. Спросите о состоянии и симптомах хотя бы по опроснику ниже, запишите ответы, чтоб ничего не напутать и не забыть. Если к приезду врача человек будет уже без сознания, то эта бумажка может стать очень ценной.

3. Общаемся с приехавшим врачом. Давайте исходить из самого плохого развития событий, что больной в возрасте, а врач будет пытаться не госпитализировать его по этой причине, при этом для вас причины могут быть озвучены совем другие. Хотя в действительности это встречается нечасто, но мы должны быть готовы именно к этому.
- до разговора, до осмотра, прямо в дверях доброжелательно, с извинениями, но крайне настойчиво интересуетесь фамилиями приехавших, номером бригады и подстанции, лучше даже по документам, и демонстративно записываете эти данные. Объясняя что да, мол, паранойя, но у моих друзей/знакомых был неприятный случай. Потому что если вы это не сделаете сразу, а разговор пойдет в плохом направлении, потом это сделать будет затруднительно. А найти координаты уже уехавшей бригады будет еще сложнее. Да и вам скорей всего будет не до этого, плюнете.
По поводу этого пункта некоторые врачи Скорой пояснили, что подобная "вчтреча в дверях" их сразу же настроит по отношению к вам негативно. Я до сих пор не могу понять, что в вопросе о фамилии врача криминального и обижающего, и почему не является обычной практикой, когда врач представляется сам или носит бейдж с фамилией. Но учесть такую реакцию стоит. И действовать максимально вежливо и уважительно. Возможно, во избежании подобной реакции лучше списать номер бригады и фамилию врача из документов и не демонстративно, решайте сами. Но учтите, я писала об этом в комментах и повторюсь, после того как врач уедет, может случиться так, что диспетчер откажет вам выдать какую-либо информацию о бригаде и вы не сможете больше ее узнать. А это вам будет необходимо в случае самого неблагоприятного развития событий.
- запомните: при состояниях, угрожающих жизни, никакой полис не нужен. Точка. Этот вид помощи оказывается ВСЕМ нуждающимся. Что бы вам не говорили. И обострение любого хронического заболевания, сопровождающееся тяжелым состоянием, не является поводом для отказа в госпитализации и вызова просто участкового.
- при попытке отказать в госпитализации требуйте письменный отказ, с датой, полной подписью врача и основанием. Не отпускайте врача без этого отказа. Предупредите, что прямо сейчас вызываете новую бригаду. Дело в том, что документы, описывающие состояние больного и принятые меры по улучшению состояния должны быть написаны у вас дома, но реально они пишутся в машине или уже на подстанции, и что там напишет врач, вы не узнаете, но по тем документам он будет прав, отказав в госпитализации. А когда он пишет отказ при вас, вы можете контролировать написанное. Типа: "после введения того-сего боли прошли, давление в норме, ЭКГ в норме, состояние улучшилось, жалоб нет" - это невозможно написать в вашем присутствии, если это не правда. А вот написать это уже вне вашего дома легко, и никогда вы потом не докажете, что этого не было, ведь бумажка якобы пишется при вас.
По поводу ЭКГ: если госпитализации не происходит, пленки увозят с собой. Настаивайте на второй пленке, которая останется у вас. Нет пленки? Заплатим. Можно снимать только один раз? Правда?? Хорошо, я сейчас позвоню по горячей линии и уточню этот вопрос, секундочку (про это см. ниже). Почему это важно? Во-первых, пленка в любом случае будет полезной при дальнейшем лечении, а во вторых - если там серьезная патология, доктор поймет, что этим оставляет вещественные доказательства своего неправомерного отказа в госпитализации. И увидите сами, это довольно сильно повлияет на его решение, стоит ли с вами связываться. Естественно, не стоит вызывать Скорую ради бесплатной ЭКГ, сделанной на дому и вне очереди. Это уже другая крайность.
- спрашивайте и записывайте САМИ все препараты и их количество, которые введены во время приезда врача. Если госпитализация будет осуществлена следующей бригадой, им лучше будет знать точно, что делала предыдущая. Если этой - эти данные могут понадобиться в приемном покое, и пусть лучше они будут продублированы, чем пропущены.
- выпишите с сайтов и оставьте всем своим родственникам телефоны горячих линий департамента здравоохранения вашего города. Это - ваша возможность доказать свою правоту. Это то, что пугает врачей, которые не хотят госпитализировать пожилого родственника. Но не забудьте, что до звонка вы должны иметь на руках доказательства: данные на врачей, номер бригады, письменный отказ, пленки ЭКГ.
Для Москвы (выпишите и по вашему району тоже):
http://www.mosgorzdrav.ru/mgz/komzdravsite.nsf/va_WebPages/page_n075?OpenDocument
Плюс - звоните в свою страховую компанию (телефон указана в вашем полисе, тут пояснения)
Еще - полезные телефоны, связанные с этим вопросом, есть тут.
http://www.mk.ru/blogs/idmk/2007/09/10/mk-daily/311201/
Для Питера. Поборы и платность-бесплатность:
http://www.kadis.ru/daily/index.html?id=33254
Скорая и все вопросы по качеству медицинских услуг:
http://www.gov.spb.ru/gov/admin/kostkina/tel
Далее, Питер, копирую из комментов информацию от специалиста:
- Звонить в свою страховую компанию (в каждой есть своя справочная служба, номер должен быть на полисе, правда теперь зачастую там тоже наш..) (то есть 635 55 77)
- Звонить 571 09 06 (дежурный врач-инспектор Комитета Здравоохранения СПб), но дозвониться туда сложно :(
- Звонить 703 73 01 - справочная служба фонда ОМС СПб

Если разговор складывается совсем плохо, независимо от ваших действий, предупредите что сейчас одновременно вызываете вторую бригаду и что звоните по этим телефонам. Что вы знаете свои права и будете за них бороться. Это последнее может реально изменить решение врача на противоположное.

- и напоследок: если вам кажется, что состояние несерьезное, уже стало лучше и вы сами хотите оказаться от госпитализации, которую предлагает врач, попросите разъяснить показания для госпитализации, почему она нужна и чем грозит ее отсутствие. Не самый большой процент врачей потащит больного в стационар просто "на всякий случай", без повода, беря на себя эти дополнительные часы возни и хлопоты. Так что если вам кажется, что это ерунда, лучше убедитесь в этом и постарайтесь разобраться нормально. Еще раз, позвоните всем знакомым врачам независимо от их специальности, и попросите разъяснить их. Страшилки о том, что бывает в подобных случаях, лучше опущу - умным людям достаточно самого понятия, а дурака все равно не переубедишь.

Апдейт1: немного сумбурно, но надеюсь что коллеги не поленятся исправить и дополнить. Примерный опросник для немедика перед звонком в "Скорую" или "Необложку", а что собственно происходит с человеком:
Все, что с ним не так, выспрашиваем минут пять и пишем столбиком на бумажке. Опрос примерно по такой схеме:
1. Что болит? Голова? Живот? Поясница? Сердце? Как болит, остро, тупо, как давно, куда боль отдает? С чего началось? Что принимал, что было?
2. Жар-холод-озноб? Онемение? Температура?
3. Ощущение давления? В голове? На глаза? В груди? Слабость? Падал? Шум в ушах? Были ли проблемы с давлением? Попросить надуть щеки, потом высунуть язык. Симметрично?
4. Тошнит? Рвота? Стул? Какие? Что больной ел в течение последних суток?
5. Для женщин: выделения? Сколько? Как давно? Как давно были месячные, был ли риск незащищенного секса?
6. Какие есть заболевания (если вы этого не знаете сами)? Диабет и на инсулине? Дайте сахар/попить сладкое/печенье, если в сознании и не подавится. Если состояние с повышенным сахаром (гипергликемия), сильно хуже вы не сделаете уже, а вот если это гипогликемия, когда сахара мало, то ваше действие может быть очень вовремя.
7. Что еще ненормального в состоянии, чего не было раньше?

Апдейт 2: что делать, если происходит отказ приехать, уже по телефону? Звонить еще раз, настаивать, требовать объяснения, угрожать телефонами горячих линий. Разговоры на подстанциях обычно пишутся, и при наличии инцидента, если отказ необоснован, попадет по шапке и диспетчеру, и ответственному врачу. Могут прислушаться и сдаться настойчивости, во избежание неприятностей. Звонить всем знакомым врачам и просить проконсультировать, как заставить приехать. Наконец, вызывать платную Скорую, если время не терпит и есть средства.
Обоснованный отказ в приезде: состояния, при которых не нужна экстренная помощь. То есть больной сам может дойти до участкового или специалиста и там получить лечение. Это состояния, при которых ничего катастрофичного в ближайшее время не произойдет. А также это состояния, которые уже были у человека неоднократно и которые на самом деле он вполне может купировать сам (нетяжелый приступ бронхиальной астмы, хронический бронхит, обострение желчнокаменной, обострение ишемической болезни сердца не в перый раз, стандартное повышение давления без дополнительных симптомов и прочее, прочее). Если разговор складывается так, что возникает ощущение, что это состояние не впервой и как с ним бороться, сам пациент прекрасно в курсе, можно получить отказ. То есть отсутствие под рукой нужного препарата не повод, чтоб его привозили с мигалкой.

Апдейт 3: состояния, при которых отказ в госпитализации действительно обоснован. К сожалению, это невозможно описать четким списком. Дело в том, что отказ это состояние, когда проверены и отсутствуют все показания для госпитализации при данной патологии. А показаний к госпитализации, которые должны отсутствовать для обоснованного отказа, при каждой патологии штук 10-20. Так что думаю что это просто нереально.
В общих чертах: состояние хроническое, диагноз ясен, в результате действий врача произошло улучшение и дальнейший прогноз хороший, а дальнейшую и поддерживающую терапию назначит участковый. То есть после отъезда врача нет риска ухудшения опять, что происходит с человеком понятно на 100%, никаких сомнений, и умирать больной в ближайшее время не будет. Или наоборот, будет, но от того, от чего в больнице ему уже не помогут (рак, например).

Апдейт 4: транспортировка до машины. Да, водитель не обязан тащить носилки и врач не всегда имеет возможность этим заняться. И не обязан искать того, кто будет тащить. В ваших интересах заранее пробежаться по соседям, позвонить родственникам и друзьям и опеспечить руки, которые помогут дотащить больного до машины. Плохие отношения с соседями? Предложите 50-100 рублей, объясните что они сами могут оказаться в такой же ситуации..

Апдейт 5: разница между "Скорой" и "Неотложкой". Поводы для Неотложной помощи при поликлинике (это семизначный телефон): обострения хронических заболеваний и внезапные заболевания в квартире (в своей или нет -- не важно). Причем больной в сознании. Поводы для Скорой помощи: все остальное, т.е. травмы, отравления, любая кровь где угодно (в моче, в мокроте, в стуле, в рвотных массах, маточное кровотечение), акушерство, психиатрия, любое бессознательное состояние у больного (даже если это кома при сахарном диабете, которым человек болеет 20 лет). + все, что угодно НЕ В КВАРТИРЕ. Лестничная площадка перед родной дверью -- это не кватрира, неотложная помощь не поедет.

Апдейт 6: пояснение от врача Скорой по поводу транспортировки в стационар. О нас. Сотрудникам скорой помощи (не неотложной) проще отвезти здорового в больницу, чем оставить его дома (эт гипербола, но суть близка). И больного тоже. Чтобы отвезти человека в стационар, нужно позвонить по одному телефону. Чтобы оставить, чаще по двум, иногда больше. :) Поэтому, если доктор скорой говорит больному любого возраста "я полагаю, что Вы можете спокойно остаться дома", возможно, он не бессердечный урод. Возможно, он прав. Если больной хочет в больницу, но я считаю, что показаний для этого нет, я так ему об этом и скажу. Но если он или его родственники ОЧЕНЬ хотят, я не буду спорить (надо оно мне?), нарисую какой-нибудь диагноз и тихо отвезу в приемник по профилю. Положат -- ради бога. Не положат -- поедут домой.
И помните, что в больницу можно попасть и по направлению участкового врача. Совсем не обязательно отрывать экстренную службу от ее основной работы. Потом понадобится, не дай бог, бригада, а ее и нет свободной. У нас нет инструкции о "невыезжании" к старикам и "неотвезении" их в больницу. Это чушь.
От tanchik: таким образом, вы видите, что врач, который будет говорить, что "в таком возрасте госпитализировать не могу, у нас есть про это инструкция", врет. Соответственно, принимайте описанные выше меры.

Апдейт 7: комменты к посту анонимные пользователи больше оставлять не могут. Я три дня терпела истерику в комментах к этому посту от пяти-шести врачей Скорой с сайта
http://www.feldsher.ru/forum/index.php?showtopic=8182&st=0
в надежде на какой-либо внятный и аргументированный диалог. Диалога, к сожалению, не получилось.

Апдейт 8: полезный. Почитать тут
http://tanchik.livejournal.com/284625.html?thread=14858705#t14858705

Вот как-то так. Огромная просьба коллегам, если есть дополнения и исправления, подсказать.
Tags: врачебное, полезности
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 538 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →