?

Log in

No account? Create an account
Про чувство вины - Добрая фея с топором

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> My Website

December 6th, 2009


Previous Entry Share Next Entry
10:37 am - Про чувство вины
Татьяна s0no написала тут текст, который мне очень понравился. Мне кажется, что многим он может начать если не перестать грызть себя, то хотя б начать об этом думать. Особенно рекомендую почитать кое-кому, кто сам понял этот намек.
---------
Попыталась примерить это дело на себя, так и есть, в общем-то: сначала вполне могу (даже без всякой просьбы) взвалить на себя неведомо зачем чувство ответственности за постороннего человека, или за не постороннего, но совершенно в этом не нуждающегося. Потом пытаться ему помочь, зачастую и способами, которые ему не нравятся. А потом остановить себя, или услышать просьбу разной степени вежливости умерить опеку, и начать мучаться угрызениями совести, что вот мол виновата теперь. Только вот первое, вот это желание взять и опекать, откуда оно иначе возьмется, как из внутреннего убеждения, что мне видней как надо и как не надо, и что я точняк знаю лучше? Гордыня, значит. ;)
В детстве это иногда имело совсем патологические формы, мама смеялась что мои подргуги подбираются более-менее одинакового типа, спокойно принимающие мою гиперопеку или по крайней мере умело делающие вид, что ее принимают. Удивительно, что при таком раскладе я таки не закончила свое половое развитие в клане лесбиянок, спасибо физиологии наверное. ;)) Спасибо той же физиологии, что мне совсем не понравилось общаться с мужчинами, которым нужна мамочка вместо межполового друга.
Да и вообще потом, когда и я, и окружение чуток подросли, стало легче. У опекаемых развился достаточный уровень хитрости, чтоб заняться уже откровенным паразитированием: помоги мне не потому что мне трудно, а потому что я не хочу это делать, а если тебе запудрить мозг, то ты вполне себе поработаешь за меня. Люди-паразиты не быстро, и не безболезненно, но зато очень хорошо лечат от синдрома гиперответственности. Не с первого раза, конечно, но каждый раз становится легче прекратить это раньше.
Так что теперь меня колбасит на шкале от гиперответственности и порывов побежать и спасти насильно, до откровенного распиздяйства, когда накрываюсь ветошью и делаю вид, что меня просто нет, даже если человеку правда нужна помощь. И даже если я ее пообещала. Это уже наверное другая патология. Или норма, кто знает?
Или вот. Норма ли, случайно узнав что твоя одногруппница процентов на 90 скоро загнется от рака, не звонить ни ей, ни другим общим знакомым, кормя себя аргументами что помочь уже никак, а она сама активно не хочет чтоб кто-то знал, чтоб не стали жалеть. И жить с чувством вины. Но не звонить. А она может и умерла уже. Должна ли я себе сказать, что это не мое дело и не моя вина, или нет? Фигзнат. Начала за здравие, закончила за упокой.

(40 comments | Leave a comment)

Comments:


Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]
From:red_foks
Date:December 6th, 2009 12:48 pm (UTC)
(Link)
Манипуляция на чувстве вины - это мерзко. Потому, что по большей части действует.
То, что ты идешь своим путем, а не удобным окружающим, им не нравится.
А насчет одногруппницы? Вы уверены, что будь у нее все хорошо - желание ей звонить возникло бы?
[User Picture]
From:tanchik
Date:December 6th, 2009 12:54 pm (UTC)
(Link)
Нет, после того как наш самый яркий человек из нашей группы покончил с собой, мы друг с другом общались некоторым образом через силу. Все старые общие воспоминания со временем оказались отравлены.. Я ей звонила раньше весьма нечасто.
[User Picture]
From:passer_by_here
Date:December 6th, 2009 01:18 pm (UTC)
(Link)
последнее напомнило мне о своей ситуации
есть у нас знакомые, где женщина - инвалид: после давней травмы в аварии отказали ноги, потом пошли микроинсульты при низком давлении. сейчас она и говорит плохо. мы перестали туда ходить, когда начались явные неувязки с тем, как она храбрилась и что рассказывала по телефону, и тем, что (естественно) мы видели у них дома. потом мы просто созванивались. теперь дошло до того, что я не могу заставить себя ни позвонить, ни пойти в гости. вину чувствую и мне реально стыдно, хотя могу еще пару абзацев про ситуацию написать в оправдание =), но пойти реально не-мо-гу.

а был у меня перед нынешней работой шеф американец (бывший нигериец, что примечательно), который ходил домой в гости к одной из наших программисток, умиравших от рака, и еще и делал там фотки. это были ее последние дни, и вид соответствующий.
тогда я думала, что это неправильно. а теперь уже и не знаю.
женщина, кстати, была очень хорошая.

) извините, что много написала
[User Picture]
From:tanchik
Date:December 6th, 2009 03:47 pm (UTC)
(Link)
Тяжелая тема. По идее, если программистка хотела кого-то (его) видеть, наверное это правильно. А с инвалидом я очень понимаю. :(
[User Picture]
From:verba1501
Date:December 6th, 2009 01:29 pm (UTC)
(Link)
Сама этим грешу. Потом слышу: не делай добра, не получишь зла. Люди, которых опекали, очень этого стыдятся и стараются держаться от благодетеля подальше, ведь он видел их не в лучшем виде. Все хотят казаться сильными и успешными и не любят напоминаний о былой слабости.
А вот если опекаемый чем-то отплатил, он себя обязанным по гроб жизни не чувствует, и общаешься с ним спокойно.
[User Picture]
From:tanchik
Date:December 6th, 2009 03:48 pm (UTC)
(Link)
В таком случае, если идти по этому пути всерьез, то по идее надо предоставлять человеку возможность отплатить (а может и создавать эту возможность, как высшее проявление хитрости). :)
[User Picture]
From:maksina
Date:December 6th, 2009 02:26 pm (UTC)
(Link)
Тань, ИМХО чувство вины не может и не должно быть двигателем. И не будет толку, когда спасаешь ( или помогаешь) насильно.
А про то, что совсем не все готовы с благодарностью принять и помощь, и жалость - это очень верно замечено.
По-моему, вина - это когда тебя просили помочь, а ты не помог ( и неважно почему не смог - не захотел, не счел нужным)
[User Picture]
From:tanchik
Date:December 6th, 2009 03:50 pm (UTC)
(Link)
Все так. Но не все умеют просить. Иногда у человека стоит блок на то, чтоб попросить в открытую, он дает понять, или просто делится с тобой, и видно что можешь помочь, но как бы дает выбор понять этот намек или просто посочувствовать. И тут есть риск обратного - видеть намеки там, где их не было, и ломиться осчастливливать, подавляя сопротивление (оно ж не по настоящему, а просто потому что человеку неудобно, так?).. ;)
[User Picture]
From:listef
Date:December 6th, 2009 03:03 pm (UTC)
(Link)
Иногда просто нет душевных и физических сил на помощь и поддержку неближнего круга. Какая-то самозащита срабатывает...
[User Picture]
From:tanchik
Date:December 6th, 2009 03:51 pm (UTC)
(Link)
А как вы отказываете в таком случае? Это самая сложная часть, имхо.
[User Picture]
From:niassa
Date:December 6th, 2009 03:09 pm (UTC)
(Link)
Это да. Что лечат такие друзья от чувства гиперопеки.

А по поводу Вашей одногруппницы.. Согласна с теми, кто выше написал. Если и раньше не общеались особо - то почему должны начать общаться сейчас?.. Цинично. Но так.
[User Picture]
From:tanchik
Date:December 6th, 2009 03:51 pm (UTC)
(Link)
Да, постараюсь перестать себя жрать. Спасибо.
[User Picture]
From:la_calvados
Date:December 6th, 2009 03:59 pm (UTC)
(Link)
Есть такая концепция как треугольник Карпмана, там люди играют в хоровод спаситель- жертва-преследователь. Мне кога-то информация об этом помогла осознать, что я играюсь в это по жизни периодически. Жаль что в таких играх теряешь хороших людей. Хотелось бы считать что меня втягивали в эти хороводы, но ведь понятно же что свояк свояка видит издалека )))
[User Picture]
From:sleeping_death
Date:December 6th, 2009 04:43 pm (UTC)
(Link)
это то, во что свели все "игры, в которые играют люди", если я правильно понял? :)
[User Picture]
From:sleeping_death
Date:December 6th, 2009 04:40 pm (UTC)
(Link)
отлично тебя понимаю про гиперопеку )))
я для себя занял очень простую позицию: если меня не напрягает и люди откровенно не паразитируют на этом - то почему бы и не помочь. Ну из серии бабушку через дорогу перевести, если не тороплюсь. Всё же лучше, чем "моя хата с краю". В школе-то вообще да, во всё подряд впрягался :)

Что касается вины. Затяжная вина - это отличная роль. Виноватый человек не просто винит себя, он оправдывает виной свою жизнь и свои поступки уже в настоящем. Да, ему может не хватать сил оставить прошлое в прошлом и спокойно во всем разобраться. Но не потому ли, что подсознательно чувство вины его устраивает и с помощью его демонстрации он может для себя выбить из окружающих дополнительные поглаживания? Или поглаживания самого себя. Мол, не такой я и безчувственный гад, вину чувствую.
Имхо, вина - отличный воспитательный тонус. Т.е. что-то сделал или не сделал, почувствовал вину, сделал из этого выводы, про вину забыл. В общем-то, автор к этому и приходит. Вроде как если жжот руки - не чеши, смажь мазью и дай зажить. И забудь.
Но ведь чесаться бывает так приятно. и расчесанные болячки демонстрировать. Ой, что это с вами? ай-яй-яй, беда-то какая. Поглаживания.
[User Picture]
From:qsju
Date:December 6th, 2009 04:43 pm (UTC)
(Link)
Я ещё текст не читала, только вот освободилась и собираюсь углубиться. Но не в тему сразу же скажу: какое у неё чудесное лицо на юзерпике!
(И тебе коммент по теме на этот постинг тоже оставлю, сосредоточусь только, и сформулирую)
[User Picture]
From:offnickname
Date:December 6th, 2009 04:48 pm (UTC)
(Link)
Я для себя решил проблему стремления к гиперопеке следующим образом. Если мне самому нужна помощь - я больше не ломаюсь и не думаю, удобно ли её попросить, а обращаюсь в лоб. Таким образом из моего круга вылетают люди, готовые только брать, но не готовые ничего давать.
[User Picture]
From:petiashka
Date:December 6th, 2009 06:51 pm (UTC)
(Link)
Вот все уже написали. Добавить совершенно нечего :)
[User Picture]
From:sevetra
Date:December 6th, 2009 07:41 pm (UTC)
(Link)
Мне кажется - последнее - не из области чувства вины в принципе...
Тебе нравится девушка, которая болеет? Хочется умерить ее боль, отчаяние (если она нуждается), можешь ли ты это сделать в принципе?
Почему бы и не позвонить, если все так.
Это не гиперопека, это нормальное человеческое со-чувствие, имхо.

Вот если бы она там умирала, а у тебя тут было бы лекарство от ее болезни, но какие-то былые обиды не давали тебе возможности ей это лекарство предоставить - тогда место чувству вины и метаньям, наверное, есть. Но блинский блин :( нет лекарства-то все равно.

Лично мне в свое время помогла веселая песенка :)
http://www.amdm.ru/akkordi/naytilys_pompiliys/4625/negodai_i_angel/
От того, кто помогает - не убудет особо, а у того, кто берет зря - все равно ничего не останется, имхо.
[User Picture]
From:terrink
Date:December 7th, 2009 03:40 am (UTC)
(Link)
Перестать быть "вечным спасателем" это только половина процесса, который мне видится как одно целое. Вторая половина - перестать испытывать неприязнь к тем, кому волевым усилием заставил себя не помогать.
[User Picture]
From:slevin_smile
Date:December 7th, 2009 05:40 am (UTC)
(Link)
Не помню откуда это : " Я разрешаю миру жить как ему хочется, я разрешаю себе жить как хочется мне". Очень здорово этот принцип проявился у Фейнмана (физик такой, получил нобеля), так про него книжка есть "Вы шутите мистер Фейнман?", она не про ответственность, а про него и написана очень прикольно, но вот его отношение к себе и окружающему миру очень импонирует. Он очень точно смог вплести и социальную безответственность и обратное в свою жизнь.
[User Picture]
From:velta_1
Date:December 7th, 2009 06:59 am (UTC)

К последнему абзацу

(Link)
http://shohina.livejournal.com/4836.html

(Автор, моя подруга, тоже умерла уже больше 2 лет назад...)
А журнал я не закрываю. Хотя ее дочь собиралась издать книгу... но не знаю, сподобилась ли...

> Go to Top
LiveJournal.com